Картинка статьи
Неаполитанские маски
05 мая 2020, 23:15    Администратор по умолчанию Интересное 0    0 0

Параллельно с венецианскими театральными масками существовали их неаполитанские «двойники». Впрочем, они не копировали венецианские маски, имея свои характерные особенности.
Наибольшую известность получили четыре театральные маски Неаполя – так называемый «южный квартет»: Тарталья, Скарамуччо, Ковьелло и Пульчинелло.
Маска Тартальи представляла собой пародию на испанских служащих. Казалось бы, зачем итальянцам пародировать испанцев? Но дело в том, что в начале ХVI века южная Италия находилась под властью испанских завоевателей, которых свободолюбивые итальянцы люто возненавидели.
В переводе с итальянского имя Тарталья обозначает «заика». Одежда персонажа напоминала стилизованный костюм чиновника. Маску заменяли большие круглые очки. С собой Тарталья носил полный бумаг портфель. Данный персонаж всегда заикался, при этом его заикание обычно порождало непристойные, двусмысленные каламбуры.
Со временем маска Тартальи покинула Неаполь и начала появляться на сценах разных итальянских городов, включая Венецию. Там эту роль исполнял актер Агостино Фиорилли, выступавший в составе труппы прославленного Антонио Сакки.
В ХVIII веке, когда на смену импровизационной комедии дель арте пришли настоящие пьесы, Тарталья стал постоянным персонажем «фьяб» — сказок для театра, написанных драматургом Карло Гоцци. В «Любви к трем апельсинам» он превратился в печального принца – своеобразную мужскую версию царевны Несмеяны, в «Короле-олене» — в коварного министра, мечтающего свергнуть с престола благородного короля Дерамо.
Скарамуччо – маска, созданная неаполитанским актером Тиберио Фиорилли, известным тем, что он учил актерскому мастерству великого французского драматурга и актера Жана-Батиста Мольера. Главная особенность его персонажа – стремление прихвастнуть.
Большую роль в создании образа Скарамуччо имела его превосходная мимика. Чтобы подчеркнуть ее, актер белил лицо мелом. По воспоминаниям современников, Тиберио Фиорелли мог заставить зрителей изнемогать от смеха в течение 15 минут, исключительно благодаря выражению лица. Кроме того, Скарамуччо распевал веселые песни, аккомпанируя себе на гитаре.
Неаполитанскими параллелями столь любимых венецианским зрителем дзани были Ковьелло и Пульчинелло.
Ковьелло – неаполитанский аналог Бригеллы. Это довольно злобный плут с длинным птичьим носом. Интересно, что в XVII веке под маской Ковьелло выступал знаменитый итальянский художник и бунтарь Сальватор Роза. Будучи человеком разностороннего дарования, он разнообразил роль Ковьелло пением и виртуозной игрой на гитаре. Комедийная маска позволяла Сальватору Розе смеяться над сильными мира сего. Впрочем, это было далеко не всегда безнаказанно, поэтому художнику со временем надоело скрываться от преследований, и он решил отказаться от выступлений.
Ковьелло далеко не так известен в Италии и за ее пределами, как второй дзани неаполитанской комедии масок – Пульчинелло. Легенда гласит, что создателем этой маски был молодой актер по имени Пуччо д'Аньелло. Его имя оказалось довольно сложным для простонародной публики неаполитанских представлений, поэтому со временем Пуччо д'Аньелло превратился в Пульчинеллу.
По другой легенде, слово «пульчинелло» в переводе с греческого означает «похититель цыплят». Маска Пульчинеллы воспроизводила образ крестьянина из расположенной невдалеке от Неаполя деревушки Ачерра. Вскоре после своего появления она стала так популярна, что целые толпы Пульчинелл заполняли городские площади во время карнавалов. Обладатели маски ужасно безобразничали и без устали сыпали скабрезными шутками, не смущаясь присутствием дам.
В дальнейшем Пульчинелло стал прообразом целого ряда персонажей ярмарочного театра – английского Панча, французского Полишинеля и, конечно, русского Петрушки.
В отличие от своих венецианских собратьев, Пульчинелло не всегда был слугой, время от времени превращаясь в торговца, солдата, вора или контрабандиста. Иногда он был непроходимо глуп, а иногда – ловок, хитер и умен. Венецианские дзани были холостяками, Пульчинелло же нередко был женат. При этом он оказывался грубияном, ревнивцем, семейным тираном и, в конечном итоге, рогоносцем. Иногда он выходил на сцену в окружении маленьких Пульчинеллят, которые кричали, плакали и просили еды.
Внешность Пульчинеллы отличалась гротескным уродством. У него было глупое лицо, «украшенное» длинным носом, за спиной торчал горб, а спереди – огромное брюхо. Одевался Пульчинелло в костюм из дешевой пеньковой материи.
Неаполитанские маски не имели такой популярности, как венецианские, но, по крайней мере, две из них – Тарталья и Пульчинелло – навсегда вошли в историю мировой культуры.

Похожие материалы

Неаполитанские маски

Неаполитанские маски

Дзани – самые популярные маски венецианского театра

Дзани – самые популярные маски венецианского театра

Панталоне и Доктор

Панталоне и Доктор
Поделитесь статьей в своих соц. сетях

Комментарии ()

    Каталог сайтов OpenLinks.RU
    Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Бизнес портал B2B-Broker - российский деловой портал, информационный портал, каталог предприятий, справочник предприятий
    Интеллектуальный каталог ресурсов интернет