Картинка статьи
Первые персонажи-маски
14 февраля 2020, 19:11    Администратор по умолчанию Интересное 0    0 0

Многие карнавальные маски зародились в недрах знаменитой итальянской комедии дель арте, в которой, как и в карнавале, участвовали персонажи-маски. Но немногие знают о том, что предшественники подобных персонажей появились еще в Древнем Риме и были связаны с одним из видов театральных представлений, который носил название «ателлана».
В ателлане действовали четыре постоянных персонажа-маски: Макк, Буккон, Папп и Дорсен. Макк был глупцом, который постоянно оставался в дураках и получал «колотушки». Среди отличительных особенностей данного персонажа были невероятная влюбчивость и пристрастие к вкусной еде. Согласно традиции, Макк был лысым и носил маску с ослиными ушами и крючковатым носом.
Любителем хорошо поесть был и Буккон, носивший маску с раздутыми щеками и отвисшими губами. Правда, его губы отвисли не столько от обжорства, сколько от постоянной болтовни. Но, в отличие от своего приятеля Макка, Буккон был далеко не глуп.
Именно эти два персонажа стояли у истоков популярной парочки средневековых представлений и карнавалов, которых называли Дурак и Бес или Шут и Черт. На самом деле, Дурак (Шут) был отнюдь не дураком. Подобно придворным шутам, он скрывал свое остроумие под маской глупости, чтобы иметь возможность говорить сильным мира сего всю правду в глаза.
Бес (Черт) был «страдательным» персонажем, напоминающим гоголевского Черта из «Ночи перед Рождеством». Неловкий и глуповатый, он постоянно подвергался издевательствам и насмешкам со стороны Дурака. Этот театрально-карнавальный образ Беса был создан для того, чтобы люди поняли: нечистая сила вовсе не так страшна, а потому – не стоит попадать под влияние бесовских козней и соблазнов, лучше – посмеяться над ними.
Еще одним персонажем ателланы был Папп – старый богач, которому «наставляла рога» его молодая жена. Папп был необычайно честолюбив, поэтому постоянно выставлял свою кандидатуру на выборах, но при этом всегда проигрывал.
В эпоху Возрождения появилась весьма колоритная маска венецианского купца Панталоне, характер и повадки которого были во многом заимствованы у Паппа.
Четвертым персонажем ателланы стал хитрый горбун Дорсен. Невежественный шарлатан, он умело морочил головы темным и необразованным людям. В комедии дель арте Дорсен превратился в Доктора – столь же невежественного, но еще более напыщенного персонажа.
С наступлением средневековья римские театральные традиции были почти забыты. Свое новое развитие персонажи-маски получили в эпоху Возрождения, когда по дорогам Италии стали колесить театральные фургоны, перевозившие бродячих комедиантов, их незатейливые костюмы и декорации. Но еще до этого в итальянском театре появилась маска Рудзанте, созданная актером Анджело Беолько.
Рудзанте был главным крестьянским персонажем падуанского театра. Актер играл его на падуанском диалекте, считавшемся деревенским языком, подобно тому, как тосканский диалект, на котором говорили жители Флоренции, был языком итальянской литературы. Имя Рудзанте в переводе с итальянского означало «шутник». Этот персонаж был чем-то похож на знаменитого Арлекина. Однако если Арлекин всегда был слугой, то Рудзанте мог быть и обманутым мужем, и удачливым любовником, и глуповатым слугой, и любящим прихвастнуть своими подвигами солдатом.
Беолько сам сочинял комедии о похождениях своего героя. В них Рудзанте выступал в окружении еще трех постоянных персонажей – коварного соблазнителя Менато, вероломного слугу-интригана Ведзо и хитрого крестьянина Билоры.
Заложенная Беолько традиция представлений с участием неизменного квартета масок нашла продолжение на подмостках венецианской и неаполитанской комедии дель арте. В Венеции его составляли старый купец Панталоне, лжеученый Доктор и пара слуг – простодушный Арлекин и коварный Бригелла. В Неаполе – хвастун Скарамуччо, заика Тарталья и слуги Ковьелло и Пульчинелло. Позднее многие из этих персонажей преодолели узкие рамки театральных представлений и шагнули на заполненные веселящимися толпами улицы и площади итальянских городов, страницы книг, полотна знаменитых художников и экраны кинотеатров.
                                                 
Продолжение следует...                                                      
                                                                     
Предыдущие маски 
                                                                                               
Венецианские маски    
 
Первые персонажи-маски

Похожие материалы

Неаполитанские маски

Неаполитанские маски

Дзани – самые популярные маски венецианского театра

Дзани – самые популярные маски венецианского театра

Панталоне и Доктор

Панталоне и Доктор
Поделитесь статьей в своих соц. сетях

Комментарии ()

    Каталог сайтов OpenLinks.RU
    Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Бизнес портал B2B-Broker - российский деловой портал, информационный портал, каталог предприятий, справочник предприятий
    Интеллектуальный каталог ресурсов интернет